воскресенье, 17 февраля 2013 г.

Девчушки из японской глубинки.

Япония богата различными ремеслами, в которых процесс давно доведен до совершенства, где неукоснительно следуют традициям, а секреты мастерства хранятся и передаются от мастера к мастеру годами и веками. Японские традиционные куклы, какие они? Многие наслышаны о дарума. Кому могут не нравиться симпатяги манэки-нэко? А что известно о кокэси? Да, собственно говоря, не очень много, хотя фотографии этих замечательных деревянных девчушек наверняка попадались на глаза.

Название деревянной японской куклы изменяется в зависимости от места. В Фукусима — «кидэко» (ки=деревянный, дэко=тип куклы). В Мияги — «кибоко» (ки=деревянный, боко (хоко)= ползающая кукла. Кокэси — название куклы в Сэндай (ко=маленький, возможно и деревянный), кэси от кэси-нингё, маленькой куклы из терракоты, которую делали в окрестностях Сэндай. Кокэси, как репрезентативное имя, было принято в 1940 году токийским клубом коллекционеров кокэси, общее значение — деревянная маленькая кукла.

Первые упоминания о кокэси (яп. 小芥子,, англ. Kokeshi) относятся к середине периода Эдо (1603-1867), однако, существует мнение, что эти куклы появились намного раньше, чуть ли не тысячу лет назад. Однозначного объяснения, каким образом сложился этот тип игрушки, нет. По одной из версий родоначальниками кокэси были шаманские фигурки, применявшиеся в обряде вызывания духов. По другой — кокэси являлись своего рода поминальными куклами. Их ставили в крестьянских домах, когда приходилось избавляться от лишних новорожденных, так как родители не смогли бы их прокормить. Подтверждением этой теории служит значение слова «кокэси» — «вычеркнутое, забытое дитя», и то, что традиционные кокэси — всегда девочки, которые в крестьянских семьях были гораздо менее желанны, чем сыновья. Есть и более жизнерадостная история. Говорят, в период Эдо в эти края, славящиеся своими горячими источниками, приехала супруга сёгуна, страдавшая бесплодием. Вскоре после этого у нее родилась дочка, что дало повод местным мастерам запечатлеть это событие в кукле.

И все же, будем придерживаться официальной точки зрения, согласно которой, первые куклы «без ручек и без ножек» были изготовлены в Тохоку, на северо-востоке Японии. Создали их мастера работы по дереву — столяры (кидзия, kiji-ya), зарабатывавшие на жизнь изготовлением посуды для домашнего обихода и прочих необходимых в хозяйстве изделий. Куклы стали предлагаться состоятельному люду, приезжающему отдохнуть на горячих источниках (onsen). Владельцы онсэнов использовали кокэси в качестве сувениров-омияги, чтобы таким образом вознаградить постоянных клиентов. Для женщин, потерявших неродившихся детей, кокэси представлялись неким утешением.

Постепенно кокэси стали популярны. Куклам стали приписывать уникальные, присущие только ей свойства. Люди верили, что они помогут собрать хороший урожай, принесут в дом достаток и удачу. Если дети играли с такими куклами, то считалось, что это обязательно произведет положительное впечатление на богов. Кокэси стало принято передавать в семьях из поколения в поколение.

Для создания кокэси требуется мастерство. Навыки изготовления должны быть доведены до совершенства, стиль отточен в рамках установившихся традиций. Все это передается от мастера к ученикам, которыми, зачастую, являются собственные дети. Иногда творческие секреты от своих мужей узнают жены, также становясь со временем мастерами. Родословные династий тщательно документируются, изменения в разработке и стиле кокэси обязательно фиксируются.

Различают два основных направления — традиционное 伝統こけし (dento-kokeshi) и авторское 新型こけし (shingata-kokeshi). Самыми старыми школами кокэси являются Тогатта (Togatta) и Наруко (Naruko). Их влияние прослеживается в куклах других школ. Всего насчитывается 11 стилей (школ) традиционных кокэси, помимо уже упомянутых, это Цутию (Tsuchiyu), Ядзиро (Yajiro), Сакунами (Sakunami), Ямагата (Yamagata), Кидзияма (Kijiyama), Нанбу (Nanbu), Цугару (Tsugaru), Дзао (Zao), Хидзиори (Hijiori). Названия связаны с горячими источниками, возле которых жили кидзия.

Самые первые куклы были творениями неизвестных мастеров. В настоящее время каждая кокэси подписывается. Если в создании куклы принимало участие несколько человек, то подписывает ее тот, кто расписывал куклу.

Для изготовления кокэси используется различное дерево. Наиболее популярны вишня, клен, хурма, белый кизил. Обычно заготовка происходит в конце сентября — первой половине октября и в дело идут 15-20-летние деревья. Заготовленную древесину ошкуривают и в течение определенного срока дают хорошенько высохнуть. Традиционно это занимает от одного года до пяти лет. После этого дерево пилят на чурбачки необходимой длины, обрезаются излишки и на токарном станке изготавливаются фигурки будущих кокэси. Первые кокэси изготавливались трех размеров — 12, 18 и 24 см. Начиная с периода Тайсё (1912 — 1926) — ранний Сева (1926 — 1989), разброс параметров стал куда значительнее. Некоторые вытачиваются из ствола целого дерева и являют собой уже не куклу, а скульптуру. У кокэси одних стилей отдельно вытачивается голова и туловище, у других — полностью вся фигурка. Тип древесины, ее текстура и цвет влияют на характер изготавливаемой куклы. В случае, если кокэси создает один мастер, то, как правило, один день посвящается изготовлению фигурки, а второй день ее росписи.

Первоначально, для раскрашивания кукол использовались только зеленый, красный и черный цвета. Позже к ним добавились пурпурный, синий, оттенки красного и зеленого. Желтый цвет нередко применяется для окрашивания всего туловища кокэси.


***
Тогатта-кокэси
Togatta (遠刈田系)): Togatta Onsen (Zao)

Туловище прямое, сужающееся к шее. Голова массивнее тела, иногда с небольшим расширением кверху. Характерными чертами тогатта-стиля являются разделенная надвое челка, полосы с обоих сторон лица, тело может быть украшено лепестками хризантем или слив. Иногда применяется окрашивание горизонтальными полосками, которые наносятся при вращении туловища куклы на токарном станке.
Разновидностью основного стиля является стиль Kichiya, появившийся в 50-ые годы ХХ века и названный по имени семейного магазина. Туловище кокэси этого стиля до начала раскраски полностью окрашивается в желтый цвет.
Еще одной вариацией является стиль Aone, в котором вместо лепестков хризантем рисуют лепестки слив на макушке головы и на теле спереди.

Наруко-кокэси (Наруго-кокэси)
Naruko (鳴子系): Naruko Onsen (Osaki)

«Нару» обозначает «звук, плач», «ко» — ребенок. Таким образом, «наруко» — это «плачущий ребенок». Названо так за издаваемый при повороте головы звук, напоминающий плач. Эффект достигается плотной подгонкой головы и туловища друг к другу. Школа Наруко (более правильно «Наруго» (Narugo) оказала влияние на другие стили, такие как Хидзиори и Ханамаки (Hanamaki), а также стиль Owani школы Цугару.

Туловище устойчивое, с небольшим сужением в «талии» и подчеркнутыми плечами. Голова чуть яйцевидной формы, почти такой же ширины, как и плечи. Челка симметричная, рисуется тремя мазками кисти, на макушке головы черный пучок или изогнутый завиток. Черты лица мелкие, губы маленькие, в два легких касания кистью. Основные цвета Наруко — красный, черный, зеленый, иногда к ним добавляется желтый и фиолетовый. Раскраска тела достаточно разнообразная, это могут быть цветы камелии, кленовые листочки, изредка ирис и пион. Наиболее распространенными являются различные варианты хризантем. Рисунок на теле может быть весьма насыщен, так что «одежку» наруко-кокэси можно назвать самой сложной.

Разновидностью является стиль Ginzan, куклы которого весьма похожи на Наруко, но изготовлены из одного куска дерева и отличаются чертами лица.

Нанбу-кокэси
Nanbu (南部系): Morioka, Hanamaki Onsen (Hanamaki)

По форме иногда напоминают Тогатта, однако первоначально кокэси Нанбу использовались как соски для младенцев. Неокрашенные, с гладкой поверхностью, они были небольшими по размеру, чтобы ребенок мог легко держать ее в руке. Позже, кукле стали рисовать простенькое лицо, шапочку волос и незначительное количество украшений на теле. Все остальное остается неокрашенным.

Цутию-кокэси
Tsuchiyu (土湯系)): Tsuchiyu Onsen (Fukushima), Iizaka Onsen (Fukushima), Dake Onsen (Nihonmatsu)

Туловище обычно тонкое, сужающееся кверху. Головы овальные или округлые, часто шире, чем тело.

Характерной особенностью является раскрашивание туловища на токарном станке с применением обратного хода, позволяющего рисовать спирали и зигзагообразные линии. Также используются полупрозрачные краски, подчеркивающие текстуру дерева. Голова увенчана одним широким или несколькими узкими кольцами черного, изредка зеленого или фиолетового цветов.
Стиль Nakanosawa отличается большими удивленными глазами, широким носом и румянцем, который окружает глаза. Оттенок румянца может варьироваться от нежно розового до темно вишневого. В рисунке туловища преобладают пышные пионы и другие цветы.

Кидзияма-кокэси
Kijiyama (木地山系)): Kijiyama (Yuzawa)

Туловище прямое. Голова такой же ширины, что и тело, либо чуть шире. Первоначально кокэси делались составными, но в дальнейшем стали вытачиваться единым целым. Куклы «одеты» в кимоно. Преобладает окрашивание в красный и черный цвета с легкими штрихами зеленого. Большинство имеют длинные рукава. Также встречаются полосатые кимоно или фартук. Первые кимоно стиля Кидзияма были написаны в ранний период Сева.

Хидзиори-кокэси
Hijiori (肘折系)): Hijiori Onsen (Okura)

Явно прослеживается влияния стиля Наруко, с прямым столбиком туловища и стиля Тогатта, с его большеголовостью и красными мазками кисти на макушке. Лицо хорошо прорисовано, губы изогнутые, красные. Туловище сначала окрашивают в желтый цвет, а потом наносят цветочным орнаментом с преобладанием красного и зеленого. Кокэси Хидзиори достаточно редки, из-за малочисленности мастеров, их изготавливающих, и бывают весьма дороги.

Ядзиро-кокэси
Yajiro (弥治郎系): Yajiro (Shiroishi)

Очень красочные куклы, т.к. при раскрашивании широко используются как традиционные черная, красная и желтая краски, так и синяя, фиолетовая. На тело могут наноситься кольца разных цветов. Также рисуются цветы хризантем, возможны даже вариации на тему кимоно. Форма туловища весьма разнообразна, зачастую с утолщенной нижней частью. Форма головы круглая, иногда с некоторым подобием круглой шапочки, «беретика». На макушке может быть нарисовано несколько колец разного цвета. Лицо тонко очерчено.

Сакунами-кокэси
Sakunami (作並系): Sendai (incl. Sakunami onsen)

Школа возникла в начале периода Мэйдзи (1968 — 1912). Первоначально кокэси делались в качестве игрушек, весьма неустойчивых из-за большой головы и тонкого туловища, которые так удобно держать маленькой детской рукой. Со временем, основание стали делать более массивным. Для изготовления используется только белый кизил, который из-за северных ветров, весьма частых в префектурах Мияги и Ямагата, отличается высокой плотностью и мелкой фактурой древесины.

У туловища обычно кольца красного, черного и зеленого цветов наносятся на верхнюю и нижнюю части, а середина заполняется стилизованным растительным узором.

Ямагата-кокэси
Yamagata-Sakunami (山形作並系)): Yamagata, Yonezawa, Sagae, Tendo

Основана двумя семьями мастеров школы Сакунами, переехавших в город Ямагата. Кокэси большеголовые, с телами-столбиками. Верх и низ туловища раскрашивается разноцветными кольцами, в средней части рисуются цветы слив, иногда вишен. Рисунок головы несет сильное влияние школы Сакунами, изредка украшается плоской или конической «шапочкой».

Дзао-кокэси
Zao Takayu (蔵王高湯系)): Zao Onsen (Yamagata)

В конце XIX века Дзао был преуспевающим курортным городком с четырьмя сувенирными лавками, но собственного производства кокэси не было. В 1890 году были приглашены мастера школы Тогатта, которые стали изготавливать кокэси для одной из лавок. Владельцы других лавок пригласили к себе мастеров других школ. Так, в результате ожесточенной конкуренции и сформировался стиль. Куклы Дзао имеют массивное туловище, с утолщением в верхней части, большую круглую голову. Чаще всего тело щедро украшают цветами вишни. Иногда перед этим туловище полностью окрашивают в желтый цвет.
Кокэси этой школы являются наименее распространенными.

Цугару-кокэси
Tsugaru (津軽系)) or Nuruyu (温湯系): Nuruyu Onsen (Kuroishi), Owani Onsen (Owani)

Самая молодая школа кокэси. В подавляющем большинстве, куклы вытачиваются целиком, без разделения на две части. Формы туловищ отличает большим разнообразием. Основной мотив узора — пион. Также весьма популярны узоры в стиле дарума, и реалистично нарисованные цветы, помимо пиона, это могут быть ирис и камелия. Форма головы круглая, изредка с конической шапочкой.

Еджико-кокэси
Ejiko kokeshi

Раньше, когда крестьяне семьями, от мала до велика, работали на полях и следить за малышами было некому, ребенка сажали в корзинку для хранения риса изумеко (izumeko), предварительно завернув в одеяла, и оставляли на краю поля. Это и подсказало идею куклы еджико-кокэси (ejiko-kokeshi).

Фигура вытачивается полностью на токарном станке, а потом раскрашивается в традициях конкретного стиля. Иногда еджико делают как посуду с крышкой, выдалбливая или вытачивая внутреннюю часть широкого низа. Позднее стали изготавливать кокэси, у которых «ребенок» может вращаться внутри «корзинки», благодаря скрытому шарнирному соединению. Кроме того, применяется специальный метод обработки, при котором «корзинка» куклы становится рифленой,?шероховатой, еще более напоминая настоящую корзинку.

Считается, что такие кокэси обладают свойством приносить многочисленных детей и счастье в семью.
***

Авторские шингата-кокэси свободны от «строгостей» традиционных стилей. В отличие от денто-кокэси, они не ограничены местным колоритом. Материал, форма, раскраска ограничиваются только фантазией создателя.

Развитие авторской игрушки началось после Второй Мировой войны. Их создатели живут скорее на окраинах больших городов, чем в деревнях. Кокэси в данном случае является средством выражения определенной тематики. Их создатели, в первую очередь, являются дизайнерами и не обязательно сами вытачивают кокэси на токарном станке, как это бывало раньше. Можно встретить глиняные, пластмассовые и даже вязанные шингата-кокэси.

***
Гипотеза о том, что русская матрешка позаимствована у японцев, существует давно, но так ничем и не подтверждена. Кто-то считает источником вдохновения якобы бывшую у кого-то из детей императора Николая II японскую игрушку. Кто-то упоминает точеную фигурку Фукуруджи (Фукурума) — бога учености и мудрости, которая оказалась в семье известных промышленников-меценатов Мамонтовых. Однако у японцев нет такой игрушки, но есть мудрец Фукуродзю, который чаще всего изображается с вытянутой вверх головой, свидетельствующей о его мудрости. Есть версия, что прообразом стала кукла дарума.

Также упоминается рисунок, который мог попасть на глаза создателю матрешки, В. П. Звездочкину. В своих воспоминаниях он пишет лишь о том, что он увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по ее образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил ее иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Что это был за журнал, какая именно «чурка» была там изображена, какие именно мотивы этой куклы использовал при создании матрешки токарь Звездочкин, осталось неизвестным. Звездочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание», принадлежавшую супругам М.А. и А.И.Мамонтовым, в 1898 году. Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит, матрешка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. На парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки. Кто именно расписал первую матрешку, точно установить так и не удалось. Все исследователи, не сговариваясь, называют С.В.Малютина автором эскиза матрешки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрешки себе, совершенно не упоминая Малютина. Вполне возможно, что именно Малютин расписал первую матрешку, ну а затем, по его образцу, игрушку расписывали уже другие мастера.

Очередная «тайна, покрытая мраком»…
***
Вот о чем можно сказать куда более уверенно, так это о киммидолл (Kimmidoll). Название Kimmidoll произошло от слов kimono и doll. Как гласят рекламные проспекты, бренд «Kimmidoll» основывается на форме и философиии кукол kokeshi — красота и мастерство заключаются в простоте. Бренд был запущен в 2007 году. И дизайнеры и самая большая розничная сеть и головной офис TAG располагаются в Австралии. Там же находится и творческая группа, разрабатывающая дизайн для новых Kimmidoll. Каждая кукла задумана раскрыть одну из «истинных ценностей жизни». Разработано больше 80 характеров.
Киммидолл изготавливают из высококачественной смолы, ни о каком дереве речь не идет. Есть куклы высотой в 6 см (mini), 10,5 см (maxi) и 20 см (extra maxi). Каждая кукла упакована в коробку и укомплектована коллекционной картой с описанием своего предназначения. Помимо коллекционных кукол также выпускают серию украшений с киммидолл, аксессуаров, письменных принадлежностей, косметичек, кошельков, часы, посуду. Такое вот современное «прочтение» старых традиций.

Ссылки и материалы
1. http://ru.wikipedia.org
2. http://www.kokeshi-dolls.net
3. http://kimmidoll.ru
4. http://kyototraditions.com
5. http://www.japanese-doll.biz/group/kokeshi-doll.html
6. http://www.lasieexotique.com/mag_kokeshi/mag_kokeshi.html
7. http://www.handcrafteduk.com/blog/the-history-of-kokeshi-dolls
8. http://orientstyle.ru/culture/istoriya-tradicionnogo-remesla-kokesi
9. http://umbrasiena.ru/narodnoe-iskusstvo/k-voprosu-o-yaponskih-kornyah-russkaya-matreshki
10. Сотникова И. Кто придумал матрешку — http://thimbles.ru/page.php?9
11. Головина О., Литвина О. История русской матрешки — http://igrushka.kz/vip54/istmat.php

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий