воскресенье, 17 февраля 2013 г.

Мир кокэси: деревянные куклы Японии

Kокэси - традиционная деревянная игрушка, состоящая из цилиндрического туловища и отдельно прикрепленной к нему головки, вытачиваемых на токарном станке. Высота колеблется от нескольких сантиметров до метра. Kокэси ведет свое начало с северо-востока Японии, из районов лесов и сельского хозяйства - Тохоку, окраины острова Хонсю. Хотя официальная дата "рождения" куклы - середина периода Эдо (1603 - 1867), специалисты считают, что кукле уже более тысячи лет. Несмотря на лаконичность, кокэси весьма разнообразны по формам, пропорциям, росписи, и знатоки могут по этим признакам срезу определить, в какой префектуре сделана игрушка. В Японии издавна сложились устойчивые центры народных художественных промыслов такие, как Киото, Нара , Кагосима, которые сохранили традиции и в наше время.
Oднозначного объяснения, каким образом сложился этот тип игрушки, нет. По одной версии, ее прототипом были шаманские фигурки, применявшиеся в обряде вызывания духов - покровителей шелковичного ремесла. По другой - кокэси являлись своего рода поминальными куклами. Их ставили в крестьянских домах, когда приходилось избавляться от лишних новорожденных, так как родители не смогли бы их прокормить. С этим связываются такие факты, как трактовка слова "кокэси" - "вычеркнутое, забытое дитя", и то, что традиционные кокэси всегда девочки, которые в крестьянских семьях были гораздо менее желанны, чем сыновья.
Более жизнерадостной версией является история о том, что в XVII веке в эти края, славящиеся горячими источниками, приехала супруга сегуна - военного правителя страны, страдавшая бесплодием. Вскоре после этого у нее родилась дочь, что дало повод местным мастерам запечатлеть это событие в кукле.
B сегодняшней Японии популярность кокэси столь велика, что они стали одним из символов жизнестойкости и привлекательности национальной культуры, предметов эстетического созерцания, как культурная ценность далекого прошлого.





....и ещё статья...

 - Искусство традиционных кокеши возникло в середине 18-го века, в эпоху Эдо.Из северо-восточной части острова Хонсю оно распространилось по всей Японии. Народная игрушка кокеши состоит из цилиндрического туловища и отдельно прикрепленной к нему головки, которые вытачивались вручную мастером на токарном станке. Он же впоследствии ее и расписывал. Старинная технология, дошедшая до сегодняшних дней, используется при создании загадочных фигурок уже только в области Тохоку,
- начинает наше знакомство с одним из известнейших японских артефактов куратор выставки Маркета Вейростова.
Не существует однозначного толкования, каким образом сложился этот тип игрушки. Одна из версий предполагает, что кокеши первоначально были шаманскими фигурками. По другой же - они являлись так называемыми поминальными куклами, которых ставили в крестьянских домах, когда приходилось избавляться от лишних новорожденных. В подтверждение этой теории - и значение слова «кокеши» - «забытое дитя». К слову, традиционные кокеши - это всегда девочки, в отличие от мальчиков менее желанные в крестьянских семьях.
Традиционные кокеши, называемые «денто», очень просты по форме. Понять,почему именно они так ценятся в Стране восходящего солнца, можно, вспомнив приверженность японцев к простоте и иносказанию, что отражается и в японской культуре. Примером могут служить поэзия хайку и деревянная архитектура синтоистских и буддистских храмов. Каждая кукла неповторима и является отражением характера и мимолетного настроения своего создателя.
Кобаяши Иносуке, 1997 г.Кобаяши Иносуке, 1997 г.Размах изготовления кокеши совпал с периодом конца Второй мировой войны.Экономический рост в Японии сопутствовал появлению множества новых(«шингата») сувенирных кукол, отличительные признаки которых подсказывают,в какой провинции возник данный дизайн. Их пропорции и роспись разнообразны. В районе Кидзияма фигурки вытачивают из целостной части дерева: они одеты в узорчатый фартук и отличаются прической пажа «микадо».Область Наруко прослыла как родина «плачущих кукол». Их головки подвижны;роспись локонов на них напоминает стиль кукол императорского двора.Изображения хризантем безошибочно определяют родословную кокеши из Сакунами. На брненской выставке представлено одиннадцать типов, которые сформировались в течение длительного времени в отдельных районах.
Авторские кокеши, Секигуши Тоа, 1997 г.Авторские кокеши, Секигуши Тоа, 1997 г.- В нашем музее также представлены авторские кокеши, которые являются художественными оригиналами разных мастеров. В отличие от традиционного вида, им не присущ местный колорит, а техника производства не передается из поколения в поколение. Они появились, главным образом, после Второй мировой войны. Область их возникновения также не ограничивается регионом Тохоку. Их создатели живут скорее на окраинах больших городов, чем в деревнях. Кокеши в данном случае является средством выражения определенной тематики. Их создатели, в первую очередь, являются дизайнерами и не обязательно вытачивают кокеши на токарном станке сами, как это бывало раньше,
- поясняет Маркета Вейростова.
Мияима Мухитсу, Медитация, 1997 г.Мияима Мухитсу, Медитация, 1997 г.Авторские кокеши - это перерождение куклы в статуэтку. Они исполнены философского смысла и носят поэтические названия. На экспозиции в Брно представлены статуэтки под названием «Весенний ветерок», «Цветочное дитя»,«Сердце» и другие, которые по силе воздействия можно означить как феномен.Особенно притягательна композиция «Медитация»: три отрешенные фигурки,каждая из которых выражает одно из состояний «не вижу», «не слышу», «не говорю».
Авторские кокеши - Иошида Такаши, 1997 г.Авторские кокеши - Иошида Такаши, 1997 г.Знакомство с традиционной японской культурой продолжается в следующем зале музея в Брно. Это - искусство «темари» (так называются декоративные мячи или клубки), насчитывающее более тысячи лет. Темари - искусство вышивки по клубку - сочетает в себе многообразие геометрических и растительных узоров и сравнимую только с природой палитру оттенков. Первоначально темари представлял собой мяч для игр, но, опять же, в эпоху Эдо темари развивается как художественное ремесло и становится предметом декорации. В районе Янагава бабушки ежегодно вышивают мячи темари как молитву за здоровую и счастливую жизнь внучат и выставляют свои рукодельные произведения на Новый год и в День Кукол, который празднуется третьего марта. В краю Каназава девушек одаривают темари в качестве свадебного дара. Традиции темари передаются в семье по женской линии.
В темари используется почти любой дизайн, подходящий для круглой поверхности. На выставке в Брно представлено несколько образцов традиционного темари и вышивки, созданные в современное время. Одно из таких, названное «Мозаика», разделено на невероятное множество полей -2432, в большинстве - шестиугольников. Такой мозаичный узор требует от исполнителя незаурядного таланта и искусности. Привлекает внимание и темари с названием «Хаку бай» (цветущая слива). На клубке 32 пятиугольника и шестиугольника, в которых разместились 32 цветка, напоминающие характерное для Японии цветение сливового дерева. Экспонат вышит шелком, а работа над ним длилась десять лет! Будущий потенциал искусства темари заключается в неограниченных возможностях деления поверхности клубка. Мне почему-то вспомнилась иная рукодельная традиция, которую я, увы, не переняла от своей бабушки. Уходя с выставки головокружительных узоров,меня не покидала мысль - надо бы найти спрятанную уже неведомо куда льняную скатерть, вышитую моей бабушкой в пору ее юности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий